Рейтинг@Mail.ru

Типы задвижек

Задвижка — тип трубопроводной арматуры, запирающий элемент которой перемещается возвратно-поступательно перпендикулярно оси потока рабочей среды.

30c64ng

Задвижка стальная фланцевая

Основное назначение задвижки – это перекрытие потока рабочей среды с определенной степенью герметичности в затворе. В некоторых технологических системах допустимо применение задвижек в качестве запорно-регулирующей арматуры (при кратковременно частично открытом затворе), когда возможно дискретное регулирование потока рабочей среды.

По степени герметичности задвижки бывают: класса А, В, С, D, В1, С1 и D1 по ГОСТ 9544-2005.

В настоящее время выпускается большое количество конструктивных типов задвижек, отличающихся:

конструкцией затвора — задвижка клиновая 30с64нж с клиновым запирающим элементом или задвижка параллельная с параллельным запирающим элементом – 30ч6бр;

расположением ходового узла – задвижки с выдвижным шпинделем или невыдвижным шпинделем. У первых, например 30с76нж, ходовая резьба шпинделя располагается снаружи (в бугельном узле), и перемещается по резьбе резьбовой втулки, не находясь в контакте с рабочей средой. У вторых шпиндель осуществляет только вращательное движение, а резьбовая его часть постоянно находится во внутренней полости корпуса задвижки, например 30с927нж;

конструкцией проходной части – полнопроходные (диаметр прохода задвижек практически равен диаметру трубопровода), неполнопроходные (диаметр прохода задвижек меньше внутреннего диаметра соединительных фланцев);

типом привода – с ручным управлением от маховика — 30с41нж, с ручным управлением через редуктор — 30с541нж, с электроприводом — 30с941нж, 30с964нж, пневмоприводом, гидроприводом;

способом подсоединения к трубопроводу – фланцевый 30с15нж, муфтовый, при помощи сварки (стальные задвижки);
типом формообразования корпусных деталей – литые, сварные;

типом уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды – сальниковые, сильфонные;
материалом изготовления корпуса:
стальные – некоррозионностойкие 30с41нж, 30с64нж и коррозионностойкие 30нж41нж;
чугунные 30ч6бр, 30ч39р, МЗВГ, 30ч906бр;
латунные.

Преимущества задвижек:
незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом затворе, что особенно ценно при использовании задвижки на трубопроводе, через который постоянно движется жидкая среда с большой скоростью (магистральные трубопроводы);

отсутствие поворотов потока рабочей среды, как, например, у вентилей, что не приводит к потерям энергии, особенно при больших диаметрах прохода;

относительно небольшая строительная длина;

возможность подачи рабочей среды в любом направлении;

широкая линейка типоразмеров (задвижки со сплошным клином, задвижки с упругим клином, двухдисковые задвижки, шиберные задвижки, шланговые задвижки), что позволяет выбрать наиболее оптимальный тип задвижки под заданные условия эксплуатации.

К недостаткам задвижек следует отнести:
невозможность применения для сред с кристаллизирующимися включениями;
сравнительно небольшой допустимый перепад давления на затворе;
невысокая скорость срабатывания, что не позволяет произвести экстренное перекрытие потока среды в аварийной ситуации;
возможность получения гидравлического удара в конце хода;
возможность заклинивания затвора при колебаниях температуры рабочей среды у задвижек малых диаметров с жестким клином;
трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей при эксплуатации;
высокая стоимость ремонта при относительно низкой цене задвижки (стоимость ремонта задвижки составляет 70-80% от стоимости новой задвижки);
сравнительно большая строительная высота и масса.

30ч39р (МЗВГ) Ду 150 Гаджиев_3

30ч39р (МЗВГ)

Выбирая тот или иной тип задвижки, следует помнить, что каждому виду задвижек помимо общих преимуществ и недостатков присущи некоторые особенности и отличия, которые необходимо знать и которыми нельзя пренебрегать.
Например, известно, что наименьшей металлоемкостью и, как следствие, массой, обладают задвижки с цельным клином, но в то же время с точки зрения обеспечения герметичности по затвору они являются и самыми проблемными. Этим и объясняется применение в затворе задвижек с цельным клином вторичных эластичных уплотнений, что не делается в задвижках с другим типом клина. Так, для целей водоснабжения с успехом используется чугунная задвижка с обрезиненным клином типа МЗВ (МЗВГ) 30ч39р.

Для задвижек с цельным клином характерна еще одна особенность — односторонняя герметичность в затворе. Это, казалось бы явный недостаток. Но, работая на жидкой среде и будучи закрытой (при этом в корпусе задвижки образуется полость, заполненная жидкостью), ни одна задвижка с цельным клином, благодаря этому недостатку, не будет разрушена из-за повышения давления жидкости в полости крышки вследствие изменения ее температуры, в то время как у задвижек с другими клиньями поломка возможна.

30ч39р_Гаджиев

30ч39р с обрезиненным клином

Если для задвижек с цельным клином существует большая вероятность заклинивания задвижки при работе с высокими температурами рабочей среды (300ºС и более), что требует периодической проверки ее работоспособности или применения устройств для расклинивания, то задвижки с упругим клином лишены этого недостатка.
Двухдисковые задвижки, наоборот, являются наиболее металлоемкими, но зато имеют высокую герметичность по затвору и обладают лучшей ремонтопригодностью по сравнению с клиновыми задвижками.

Как было отмечено выше, задвижки бывают с невыдвижым и выдвижным шпинделем. Нормальная работа резьбовой пары шпиндель-ходовая гайка может протекать лишь при постоянном наличии смазки и систематическом техническом обслуживании конструкции. Это выполнимо только в том случае, если ходовой узел доступен для технического обслуживания.
В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружен в рабочую среду, к нему закрыт доступ, он подвержен воздействию коррозии и абразивных частиц рабочей среды, если она засорена, что накладывает ограничения на применение таких задвижек. Они применимы для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засоренные твердыми частицами и не имеющие коррозионных признаков. Так как они имеют меньшую строительную длину, чем задвижки с выдвижным шпинделем, то их целесообразно применять для подземных коммуникаций и колодцев, в качестве фонтанной арматуры на нефтяных скважинах.